• Устройство кузовов железнодорожных вагонов

  • Основными частями любого железнодорожного вагона неза­висимо от его типа и назначения являются:

    1) ходовые части — колесные пары, буксы с подшипниками, рессоры, тележки;

    2) рама, опирающаяся на тележки и служащая основанием для кузова;

    3) ударно-упряжные приспособления с буферами и винтовыми стяжками или с автосцепкой, прикрепляемые к раме;

    4) кузов, оборудованный для пассажиров или для укладки грузов;

    5) тормозное оборудование.

    Кузов всякого вагона состоит из каркаса (обрешетки), об­шивки и внутреннего оборудования.

    Каркас (обрешетка) кузова грузового вагона грузоподъемностью 16,5—18 т

    Рис. 286. Каркас (обрешетка) кузова грузового вагона грузоподъемностью 16,5—18 т

    Кузов грузового вагона. Двухосные грузовые кры­тые вагоны выпуска до 1925 г. грузоподъемностью 16,5—18 т имеют кузова с деревянным каркасом (рис. 286). Каркас состоит из 20 стоек (4 угловых, 4 дверных, 4 лобовых и 8 боковых проме­жуточных), двух верхних обвязочных продольных брусков, двух поперечных лобовых фрамуг и поперечных потолочных дуг — гну­тых или выпиленных. Стойки каркаса дубовые или лиственнич­ные, все другие деревянные детали каркаса из сосны.

    Внизу стойки прикреплены к раме скобами и болтами, вверху боковые стойки соединены с обвязочными брусками посредством шипов. Угловые и лобовые стойки соединяются с фрамугами бол­тами, фрамуги и потолочные дуги связаны с продольными бру­сками обвязки шипами «ласточкин хвост». Все угловые соедине­ния усилены привернутыми на болтах железными угольниками. Способы соединения брусков каркаса показаны на рис. 287.

    К продольным брускам обвязки и к наружным сторонам фра­муг привинчен карниз.

    Стены с внутренней стороны обшиты досками (вагонкой) тол­щиной 22 мм, сплоченными в паз и гребень без клея; гребень всегда обращен кверху. Торцы обшивки прирезаны в фальцы, отобранные в угловых и дверных стойках. В углах прикреплены бруски треугольного сечения, прикрывающие все стыки. Обшивка начинается от рамы, так что доски пола торцами примыкают к низу обшивки. К деревянным стойкам и дугам обшивка при­креплена гвоздями, а к металлическим элементам — винтами. Стыки торцов досок обшивки верха вагона делают вразбежку (в шахматном порядке), обязательно посредине ширины дуги. Ширина обшивочной доски с гребнем 99 мм.

    Способы соединения элементов каркаса грузового вагона

    Рис. 287. Способы соединения элементов каркаса грузового вагона:

    1 — угловая стойка; 2 — фрамуга; 3 — верхний обвязочный брус; 4 — металлический угольник для дополнительного крепления соединения фрамуги с верхним обвязочным брусом; 5 — железная полоса для усиления потолочной дуги; 6 — промежуточная пото­лочная дуга; 7 — стальная потолочная дуга; 8 — дверная потолочная дуга; 9 — двервая стойка; 10 — металлическая деталь для дополнительного крепления соединения дверной стойки с верхним обвязочным брусом; 11 — промежуточная стойка; 12 — металлический угольник для дополнительного крепления соединения угловой стойки с верхним обвязочным брусом

    Пол настлан поперек вагона досками толщиной 48 мм и ши­риной 244 мм, сплоченными в четверть без клея. К обвязке рамы доски пола прикреплены болтами, а к деревянным брусьям ра­мы— гвоздями. Примыкание настила к лобовым стенам вагона закрыто треугольным бруском на гвоздях, а примыкание к обшивке— полоской стали сечением 40x6 мм, привинченной к об­вязке вагонной рамы.

    Дверь грузового вагона представляет собой раму, обшитую вагонкой с наружной стороны. Рама состоит из двух стоемных брусков, двух поперечных, одного горизонтального средника и од­ного раскосного (диагонального) бруска. Доски обшивки распо­ложены вертикально; к горизонтальным брускам они прикреплены гвоздями, к раскосу — шурупами.

    Внутреннее оборудование кузова грузового вагона исключи­тельно простое. Оно состоит из несъемных настенных досок и подставных брусков, привинченных к продольным стенкам ку­зова. Служит оно для настила двухъярусных нар и вещевых по­лок. Поперечное сечение настенных досок 228X50 мм.

    Грузовые крытые вагоны с деревянным каркасом кузова не­достаточно устойчивы, поэтому при капитальном ремонте вагонов описанного типа деревянные стойки каркаса заменяют металличе­скими из уголковой стали, устанавливают металлические рас­косы, а обшивку лобовых стен на 1440 мм от рамы делают тол­щиной 40 мм.

    У крытого грузового вагона грузоподъемностью 20 т каркас металлический. Обшивка прикреплена болтами, опалубка для крыши — гвоздями к деревянным брускам, вставленным в ме­таллические потолочные дуги. Нижняя часть обшивки стен сде­лана из досок толщиной 40 мм. Обшивка двери деревянная.

    Малопогрузные вагоны в 16,5—18 и 20 г все больше вытесня­ются четырехосными грузовыми вагонами грузоподъемностью 50 и 60 т. Каркас большегрузного вагона цельнометаллической свар­ной конструкций. Деревянная обшивка крепится к, каркасу бол­тами. У лобовых стен до высоты 1870 мм, а у боковых до вы­соты 1430 мм обшивка сделана из досок толщиной 40 мм и шири­ной 110 мм. Верхняя часть обшивки и опалубка кровли — из до­сок толщиной 22 мм.

    Рама двери металлическая, обшивка двери состоит из горизонтально расположенных досок, из которых одиннадцать (снизу) толщиной 40 мм, а остальные толщиной 22 мм.

    Кузов пассажирского вагона. Каркас деревянного кузова пассажирского вагона состоит из верхних и нижних обвя­зок, сделанных из продольных и поперечных брусьев, продольных и поперечных балок под настил пола, из стоек и раскосов для стен, из фрамуг и потолочных дуг.

    Продольные брусья обвязок — составные по длине; сращивают их в замок с натяжным клином. Соединение усиливается металли­ческими накладками, стянутыми болтами. Продольные и попереч­ные балки под настил пола соединяются с брусьями нижней об­вязки шипами, причем места соединений дополнительно крепятся металлическими угольниками на глухарях.

    Шиповое соединение угловых стоек с обвязками, особенно с нижней, очень сложно как по разметке, так и по выполнению (рис. 288). Разметка производится по шаблонам, выработка ши­пов и гнезд делается вручную, так как здесь станочная обработка недоступна. Все остальные стойки — дверные, оконные и проме­жуточные — соединяются с обвязкой прямым глухим одинарным шипом. Рядом с оконными стойками пропускаются длинные болты (струны), стягивающие бруски верхней и нижней обвязки и скреп­ляющие кузов с рамой вагона.

    Соединение угловых брусков с обвязкой

    Рис. 288. Соединение угловых брусков с обвязкой:

    а — вверху; б — внизу;   1 — продольный   брусок  обвязки; 2 — стойка; 3 — поперечный брусок обвязки

    Скрепление стоек и раскосов в каркасе кузоза пассажирского вагона

    Рис. 289. Скрепление стоек и раскосов в каркасе кузоза пассажирского вагона:

    1 — брус нижней обвязки; 2 — стойка; 3 — брус верхней обвязкн; 4 — башмак; 5 — раскос; 6 — болты  (струны); 7 — швеллер рамы вагона

    В глухих местах стен кузова, т. е. там, где нет оконных или дверных проемов, между вертикальными стойками вставлены по диагонали раскосы (рис. 289). Раскосы вдалбливают шипами в дубовые башмаки, привертываемые глухарями в угол между стой­кой и брусом обвязки.

    Вверху поперек кузова устанавливают металлические пото­лочные дуги и деревянные фрамуги, соединяющиеся с продоль­ными брусьями верхней обвязки. К металлическим дугам прикреп­ляют болтами и шурупами выпиленные деревянные дуги, к кото­рым крепят гвоздями опалубку для крыши и обшивку потолка.

    Фрамуги располагают над поперечными внутренними перего­родками кузова. Их соединяют с обвязочными брусьями шипами. По нижней кромке каждой фрамуги пропущен плоский или круг­лый стальной прут для поперечного стягивания брусьев обвязки.

    Все угловые соединения деревянных деталей кузова дополни­тельно укрепляются металлическими угольниками на болтах.

    Материал угловых, дверных и оконных стоек, нижней обвязки и брусьев для настила пола — дуб или лиственница; все осталь­ные деревянные детали кузова из сосны.

    Стены, потолок и пол деревянного кузова пассажирского ва­гона имеют двойную обшивку из сосны — наружную и внутрен­нюю. Размеры досок для обшивки, их расположение и способ сплачивания приведены в табл. 34.

    Таблица 34

    Обшивка деревянного кузова пассажирского вагона

    Обшивка деревянного кузова пассажирского вагона

    Между наружной и внутренней обшивкой с целью утепления вагона прокладывают шевелин. Шевелин представляет собой слой льняных очесов (пакли), покрытый с обеих сторон бумагой и прошитый шпагатом.

    Для вагонов берут шевелин толщиной 12,5 и 25 мм.

    В последние годы вместо шевелина широко применяют ми-пору. М и п о р а представляет собой застывшую пену мочевин-ной кислоты и формалина. Для укладки мипоры на место глыбы распиливают на плиты по размерам и форме мест укладки. Ми-пора  микропористого  строения   очень легкая   (20—30 кг/м3), исключительно малотеплопроводна (0,03 кал/м час), не горит, не гниет. При обшивке кузова на вагоностроительном заводе бока и потолок вагона сначала обшивают с внутренней стороны. Потом вставляют в межобшивочное пространство в местах, где прикреп­ляют багажные полки, вешалки и другие устройства внутреннего оборудования, деревянные закладки и вслед за этим укладывают шевелин или мипору. Затем делают наружную обшивку.

    Кузов цельнометаллического вагона

    Рис. 290. Кузов цельнометаллического вагона:

    1 - хребтовые балки; 2 - нижний обвязочный зет; 3 - продольный зет боковой стены; 4 - наружняя стальная обшивка; 5 - стойка боковой стены; 6 - верхний обвязочный зет; 7 - дуга крыши; 8 - стальной лист крыши толщиной 2 мм; 9 - продольный зет крыши; 10 - балка пола; 11 - стальной лист пола толщиной 3 мм; 12 - поперечная балка

    Пол сначала настилают на гвоздях нижний, затем укладывают шевелин и планками на гвоздях прикрепляют его к нижнему полу и брускам обвязки. После этого настилают верхний пол.

    В жестких вагонах внутренняя обшивка с лицевой стороны должна быть хорошо острогана, так как внутренние стены кузова, потолок и пол окрашивают укрывистой краской. В мягких ваго­нах потолок обивается клеенкой, а стены — либо клеенкой, либо линкрустом.

    Наружную обшивку стен окрашивают краской и обивают лис­товой сталью. Для внешней окраски пассажирских вагонов при­меняют стойкие лакокрасочные материалы, образующие прочную пленку.

    Кузов цельнометаллического вагона. Об устройстве кузова цельнометаллического вагона дает представле­ние рис. 290. Из дерева делают только внутреннюю обшивку. Пространство между внутренней и стальной наружной обшивкой заполняют мипорой.

    Дубовая раскладка и способы ее крепления

    Рис. 291. Дубовая раскладка и способы ее крепления:

    а — горизонтальная; б — вертикальная; в — угловая закруг­ленная; г — по электропроводке;  д — угловая фигурная

    Пол вагона настилают столярными плитами толщиной 19 мм. Размеры плит (1800X1900 мм) соответствуют размерам площа­ди купе, поэтому при смене плит не нужно разбирать внутренние перегородки вагона.

    Внутреннюю обшивку стен делают из облицованной многослойной фанеры толщиной 10 мм, места под окнами и над ними об­шивают фанерованными столярными плитами толщиной 19 мм. Для обшивки потолка применяют 4-миллиметровую необлицован-ную фанеру. Фанеру и плиты прикрепляют к сосновым брускам, разложенным по полкам металлических профильных балок кар­каса. Стыки между листами фанеры и стыки между плитами за­крывают дубовой раскладкой. Раскладку прикрепляют шурупами с полупотайными головками, предварительно высверлив под шу­рупы гнезда. Виды раскладки и способы ее крепления показаны на рис. 291.

    Стены вагона отделывают лаком, потолок покрывают линкрус­том или клеенкой и разделывают дубовой раскладкой.

    Между крышей и подшивным потолком вдоль всего вагона проходит воздухопровод, по которому в вагон подается очищен­ный, а зимой и подогретый воздух. Труба воздухопровода состоит из звеньев прямоугольного сечения, сделанных из четырехмилли­метровой фанеры. Каждое звено внутри и снаружи покрыто в два слоя асфальтовым лаком. Места соединения звеньев проклеены мешковиной.

    Устройство кузовов железнодорожных вагонов


    « Предыдущая статья    Следующая статья »


     



    Метки статьи: доска, обработка, фанера, материал, гвозди, двойня, фанерование, раскладка

  • Облако меток

    абразивы вершина ветви винт гайка гвозди герма гниль годичный слой двойня долото доска заболонь заготовки заточка инкрустация интерьер киянка материал мебель накладки наладка ножовка обвязка обработка обшивка панель паркет раскладка распорка сборка сверло текстура технология торец уровень фанера фанерование филенка форточка фрамуга фрезерование шайба шлифование