• Скобчатая (ногтевидная) резьба

  • скобчатая резьбаСкобчатая резьба однозначно относится к видам плосковыемчатой резьбы, но насчет точной принадлежности у разных авторов разное мнение: одни относят ее к разновидности геометрической резьбы, другие выделяют в отдельный вид. Пожалуй, последнее более правдоподобно. В любом случае, очевидно, что скобчатая резьба не получила такого широкого распространения и является довольно редкой. Быть может, это связано с тем, что полукруглая стамеска, которой выполняется скобчатая резьба, появилась намного позже ножа и не имела такого широкого распространения. В основном ее можно было встретить только в доме профессионального мастера.

    Приложите острие полукруглой стамески к поверхности мягкой древесины и слегка вдавите в нее. На дереве отпечатается след, похожий на скобку. Отсюда и название скобчатой резьбы. Иногда ее еще называют ногтевидной, и тоже не случайно. Попробуйте нажать ногтем на поверхность, например, пластилина, и вы получите вмятину, очень похожую на ту, которую оставило острие полукруглой стамески на древесине.

    Для скобчатой резьбы характерны плавные округлые линии и мягкие переходы светотеней в желобчатых выемках. Чаще всего этой резьбой украшались ковши, солонки, вальки для выколачивания и рубели для глаженья белья, игрушки, шкатулки, прялки, детали ткацких станков. Знаменитые городецкие донца из осины, инкрустированные мореным дубом, украшались одновременно скобчатой и контурной резьбой.

    скобчатая резьбаВ прошлом веке скобчатую резьбу в сочетании с контурной настолько широко применяли ярославские резчики, что даже по одному небольшому фрагменту резного убранства можно было сразу же отличить ярославские прялки от других, распространенных на русском Севере. Ярославские прялки имели своеобразную форму лопасок, отдаленно напоминающую силуэт высокого терема. В форму лопаски-стойки резчики умело вписывали многоэтажный терем, увенчанный остроконечной башней, поэтому ярославские прялки так и назывались - теремковые. Техника скобчато-контурной резьбы, применяемая талантливыми мастерами, позволяла лаконично и живо передавать сцены, происходящие внутри терема: праздничное застолье, беседу за самоваром, задорные народные пляски. В нижней части прялки изображались сцены, которые могли происходить только вне терема: прогулки, гулянья, поездки жениха на санях к невесте...

    Часто элементы скобчатой резьбы можно встретить в музеях на прялках и пряничных досках. Например, ярославские мастера вырубали прялки только из березовой древесины. И это не случайно. На достаточно твердой, плотной и однородной древесине березы нож и стамеска оставляли очень четкий и гладкий срез без сколов. Скобчатую резьбу можно встретить и на многих других изделиях из дерева, в основном в сочетании с другими видами резьбы. Применяли ее и при изготовлении пряничных досок. Они вырезались из более твердой древесины, чем береза, в основном из груши и клена. Мастера знали: чем плотнее и тверже древесина, тем сложнее и мельче может быть резьба с тонкой проработкой деталей.

    Скобчатая резьба нередко служит декором объемной резьбы. Ее можно встретить на скульптурно обработанных деталях ткацкого станка, на сосудах в виде животных - коня и утицы. На богородских игрушках она незаменима там, где нужно имитировать, например, узоры на одеждах сказочных персонажей.

    Скобчатую резьбу можно с успехом применять и при украшении современных изделий из дерева: шкатулок, коробочек, карандашниц, выточенных на токарном станке, разделочных досок и декоративных настенных панно. Для всех этих изделий нужно применять хорошо высушенную древесину, имеющую однородное строение, без сучков и трещин. Пригодна древесина всех лиственных пород без ярко выраженного текстурного рисунка (березы, груши, ореха, клена, липы, осины, тополя, ивы и других).

    Хотя сами по себе приемы нанесения скобчатой резьбы довольно просты, не нужно сразу пытаться украсить ею какое-то готовое изделие из дерева. Все элементы орнаментов желательно предварительно выполнить в порядке их усложнения на отдельной доске. Доску нужно тщательно остругать и отциклевать, но ни в коем случае не зачищать наждачной бумагой. Этого делать не рекомендуется при выполнении любого вида резьбы. Ведь мельчайшие частицы абразива, застревая в волокнах дерева, при резьбе попадают под лезвие стамески или ножа и тупят его. Зачищать деревянное изделие наждачной бумагой можно только после завершения всех резных работ.



    По материалам
    www.bibliotekar.ru
    фото с сайта Архитектура


    « Предыдущая статья    Следующая статья »


     



    Метки статьи: доска, текстура, абразивы, панно

  • Облако меток

    абразивы вершина ветви винт гайка гвозди герма гниль годичный слой двойня долото доска заболонь заготовки заточка инкрустация интерьер киянка материал мебель накладки наладка ножовка обвязка обработка обшивка панель паркет раскладка распорка сборка сверло текстура технология торец уровень фанера фанерование филенка форточка фрамуга фрезерование шайба шлифование