• Мастер-класс по резьбе Иверской иконы Божией матери

  • Автор-резчик: Леонид Куликов

    Прежде чем приступить к изготовлению иконы, я внимательно изучаю ее историю, связаные с ней предания, стараюсь найти несколько вариантов списка (копии снятых с основной иконы), они также могут немного разнится в некоторых нюансах исполнения, и я стараюсь выбрать более подходящий для резьбы. Это помогает лучше передать в резьбе характер и особенности иконы. Предварительными эскизами тоже не пользуюсь, предпочитаю работать имея перед глазами основное изображение.

    Для данной работы мной была выбрана Иверская икона Божией матери, а из вариантов списка сибирская чудотворная икона. Для иконы подготовлен березовый щит размером 35х50 сантиметром, толщиной 35 миллиметров. Резьба будет не глубокой, до основного фона 15 миллиметров, и этой толщины вполне достаточно. Первым делом размечаю контур бортиков по краю иконы, и располагаю внутри набросок изображения Богородицы с младенцем. Набросок приблизительный, но контуры изображения и основных деталей, которые остаются первом плане, таких как руки богородицы, лицо младенца, четко прорисованы.

    Резьба Иверской иконы Божией матери
    Удаление фона

    Следующим этапом я удаляю излишки древесины между контурами бортиков и основного изображения. Контуры не прорезаю, а просто срезаю древесину полукруглой стамеской на глубину примерно 8 миллиметров . После этого выделяю края основного изображения сначала полукруглой клюкарзой небольшого радиуса, и уголком. Прорезку ножом или стамеской пока не использую, что бы не оставлять следов на фоне, возможно в ходе работы придется немного подредактировать контур.

    Разметка основных деталей
    Разметка основных деталей

    После этого продумываю примерную глубину рельефа изображения и размечаю ее с помощью штриховки. Чем глубже планирую заглубить в том или ином месте, тем плотнее накладываю штриховку. Затем начинаю снимать древесину задавая основной рельеф, полукруглой стамеской, поперек волокон, начиная с наибольшей глубины.

    Задаем основную глубину рельефа

    Теперь, когда основная глубина рельефа задана, начинаю наносить прорись, прорисовывать контуры изображения, детали и складки.

    Прорисовка деталей карандашем

    Затем начинаю прорабатывать основное изображение с крупных деталей переднего плана, рук, складок, за исключением лиц, которые оставляю на последнюю очередь.

    Складки. Сначала выбираю глубину складки полукруглой стамеской, затем прорабатываю дно, выделяя уголком резкий контур нависающей складки, и полукруглой стамеской нечеткий контур выступающей из под нее. Затем заоваливаю верх складки.

    Руки. Выделяю контуры рук полукруглой стамеской, ей же подбираю излишки древесины вокруг контура на нужную глубину. Затем делаю прорезку по контуру руки стамеской или ножом, подрезаю. После этого задаю стамеской общую форму руки, обращая внимание лишь на пластику, без разделения на пальцы. Обозначаю карандашом контуры пальцев, и выделяю их полукруглой стамеской, ей же задаю рельеф кисти. Окончательно прорабатываю контуры пальцев уголком и ножом. Таким же образом поступаю и другими крупными деталями.

    Лица. Лик младенца выделяю полукруглыми стамесками контуры лица, лоб и виски отделяю от шевелюры, подбородок от шеи, от средней линии к скулам обозначаю рельеф глаз, выделяю контур носа, обозначаю рельеф щек, губ, выделяю подбородок. Обозначаю и прорезаю линию рта,выбираю ямочки в углах губ. Затем косыми стамесками прорабатываю рельеф лица, бровей, волос, рисунок носа. Работу над глазами оставляю на потом, к ним вернусь после шлифовки.

    Голова богородицы. Здесь гораздо сложнее, ведь складки покрывала обрамляют лик со всех сторон, причем с левой стороны они находятся ближе к лицу, а с правой ниже. Поэтому, с левой стороны выделяю контур покрывала полукруглой стамеской, а с правой ей же выделяю контур лица, опуская уровень покрывала ниже. Затем выделяю подбородок, заглубляя шею. Внизу шеи выделяю ворот. Редко прорезаю какой либо контур сразу глубоко, обычно сначала выделяю его полукруглой стамеской, но правую сторону лица Богородицы от брови до шеи, и вниз, весь контур плеча до оборки, прорезаю сразу и глубоко. Затем полукруглой стамеской подбираю древесину между краем покрывала и шеей, до щеки и прорабатываю рельеф лица в той же последовательности, что и у младенца, а затем шеи и груди , так же оставляя глаза лишь обозначеными . После этого перехожу к складкам покрывала и венцу.Иверская иконы Божией матери без деталей фона
    Иверская иконы Божией матери с готовым фоном
    Иверская иконы Божией матери после отделки
    Леонид Куликов со своей работой - Иверской иконой Божией матери

    Мастер-класс победил в конкурсе.



    copyright Резное.ру


    « Предыдущая статья    Следующая статья »


     



    Метки статьи: уровень

  • Облако меток

    абразивы вершина ветви винт гайка гвозди герма гниль годичный слой двойня долото доска заболонь заготовки заточка инкрустация интерьер киянка материал мебель накладки наладка ножовка обвязка обработка обшивка панель паркет раскладка распорка сборка сверло текстура технология торец уровень фанера фанерование филенка форточка фрамуга фрезерование шайба шлифование